C точки зрения активной безопасности, тормозная жидкость это один из самых важных расходных материалов в автомобиле. Некоторые автовладельцы пренебрегают заводскими рекомендациями о сроках замены, а то и вовсе не меняют ее. Ниже мы расскажем, почему так делать не следует и почему к выбору тормозной жидкости следует подходить с полной ответственностью.
Одно из самых важных для тормозной жидкости качеств — как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали. При торможении кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло, передающееся из пары трения диск-колодки к поршням и суппортам, которые уже нагревают саму жидкость. Разделяют температуру кипения «сухой» (попросту говоря, новой) жидкости и так называемой «мокрой» (которая уже впитала определенную долю влаги в ходе эксплуатации). Соответственно, чем выше температура кипения, тем увереннее вы будете в надежности своей тормозной системы. И логично, что у значения этих температур у разных производителей прилично разнятся.
Не менее важна высокая стабильность вязкости при низких температурах, позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Особенно актуально это для современных автомобилей с их сложными системами активной безопасности, включающих в себя компактные исполнительные механизмы, гидронасосы, клапаны и аккумуляторы давления, которые ввиду своих размеров наиболее чувствительны к вязкости жидкости.
При эксплуатации крайне важным становится низкая впитываемость влаги и минимальная коррозионная активность. В основе большинства жидкостей полиэтиленгликоль, который «любит» воду. И естественно, чем активнее жидкость будет впитывать влагу, тем сильнее будет падать температура ее кипения и будут снижаться антикоррозионные качества. А ведь помимо поршней в суппортах ржавчина атакует и сами тормозные магистрали, что еще страшнее.
Несколько слов о стандартах DOT. DOT — американская аббревиатура Department of Transportation, которая впервые и ввела классификацию жидкостей. DOT3 — на сегодня устаревший и снятый с производства состав. Заменен на более эффективный DOT4. Таким образом, DOT4 полностью совместим и применим в авто с символом DOT3 на крышке. DOT5.1 — высокоэффективная синтетическая жидкость, которая отличится от «семейства» DOT3/4 более низкой вязкостью. На практике 5.1 дает больше информативности водителю. 5.1 — также совместима с классикой DOT4. А вот к стандарту DOT5 стоит относиться внимательнее, ибо она категорически не может быть смешана с предыдущими формулами. DOT5 — это класс высокоэффективной силиконовой (чаще спортивной) жидкости с низким показателем гигроскопичности (впитываемости влаги). Однако, встречается и в гражданской среде. Например, все мотоциклы Harley Davidson серийно наполняются именно силиконовой тормозухой.
Также отметим, что тормозные жидкости могут отличаться своими смазывающими свойствами, от которых будет зависеть износ манжет тормозных цилиндров и гидроблока АБС. Отметим, что стандарт DOT5.1 предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу. Поэтому жидкости этого класса для большинства автомобилей более предпочтительны.
Мы рекомендуем для современных автомобилей использовать тормозную жидкость стандарта DOT 4 Class 6, а лучше DOT5.1. И советуем, пусть и переплатить, но купить продукт высокотехнологичный — Castrol, Ferodo, EBC, Motul. А жидкостей отечественного производства лучше избегать — они слишком быстро теряют свои свойства и изначально процент брака и подделок среди них пугающе высок. Бывает так, что в свежекупленной на рынке банке какого-нибудь Вамп’а прибором можно увидеть до 2% влаги. Такую «тормозуху» можно посоветовать разве что в качестве промывки перед залитием качественной жидкости.
И в довершение еще раз напоминаем – меняйте тормозную жидкость в положенные заводом-изготовителем сроки, не экономьте на собственной безопасности!